Издательская система Adobe PageMaker


 

Модель HSB


Последней из моделей, которые мы опишем в данной главе, является HSB. Это очень понятная и удобная в работе модель. Она, теоретически, описывает как аддитивные, так и субтрактивные цвета. Метод описания похож на тот, которым пользуется художник. Он берет яркую краску из банки. Чтобы сделать краску светлее, он добавит белил, для затемнения краски — сажи. Все понятно и просто. Именно поэтому модель исключительно популярна среди компьютерных художников. Базовые компоненты модели — цветовой тон (Hue), насыщенность (Saturation), яркость (Brightness).

  • Цветовой тон характеризует положение энергетического максимума излучения в спектре. Все цветовые тона часто графически изображают в виде круга. Красный цвет принят за нулевое значение, положение остальных цветов характеризуется величиной угла между данным тоном и красным и может изменяться в пределах от 0 до 360. Для чистых спектральных цветов цветовой тон (Hue) является исчерпывающей характеристикой. Однако цвет может быть осветлен (уменьшена его насыщенность) или затемнен (уменьшена яркость).
  • Насыщенность является мерой чистоты цвета. Чем ближе излучение к монохроматическому, тем выше его насыщенность. Для чистых спектральных цветов параметр Saturation имеет максимальное значение. Насыщенность может изменяться от максимума (100 или 255 градаций) до нуля. Чем меньше насыщенность, тем светлее цвет. При нулевой насыщенности чистый спектральный цвет становится белым.
  • Яркость характеризует энергию излучения. Спектральные цвета имеют максимальную яркость (100% или 255 градаций). При снижении яркости цвет становится темнее. Если параметр Brightness равен нулю, любой цвет превращается в черный. Уменьшение яркости цвета можно сравнить с добавлением к нему черной краски.
Поскольку в основе модели находится цветовой круг; в котором начало и конец совпадают, цветовое пространство HSB удобнее всего представить в виде цилиндра (рис. 19.4). Спектральные цвета расположены по верхнему радиусу. К центру круга убывает насыщенность цвета. По высоте цилиндра убывает яркость цветов. Нижняя плоскость цилиндра — черная. Каждый срез цилиндра — это спектральный круг с уменьшающейся яркостью. Серая шкала — линия, соединяющая середины верхнего и нижнего оснований цилиндра.

Рис. 19.4. Представление модели HSB

Несмотря на интуитивную ясность и удобство применения, HSB в настоящее время используется только как вспомогательная модель. Этому есть очень серьезные причины. Математически эта модель основана на компонентах модели RGB, что делает выражение цвета в модели неточным, поскольку RGB аппаратно-зависима. Кроме того, HSB неверно трактует яркость пикселов. В этой модели расчет исходит из предпосылки, что основные аддитивные цвета имеют одинаковую яркость. Таким образом, яркость оценивается по формуле

Y = R/3 + G/3 + В/3,

где каждый из компонентов вносит в суммарную яркость точки одинаковый вклад. Поскольку разные базовые цвета имеют разную воспринимаемую яркость, данная формула не отражает реального положения вещей.

Примечание

В действительности воспринимаемая яркость описывается следующей эмпирической формулой:

Y=0,2126R+0,7125G+0,0722B.

PageMaker позволяет создавать цвета в модели HLS (Hue, Lightness, Saturation), близкой родственнице более распространенной HSB. HLS присущи все те же достоинства и недостатки, что и HSB. Если вам нужен точный и предсказуемый цвет, избегайте использовать эти цветовые модели.

 

Назад Начало Вперед