Издательская система Adobe PageMaker

         

Зачем нужно растрирование


Способы передачи полутонов в аналоговых (фотография) и цифровых (принтеры, типографские машины) процессах принципиально различаются. Хотя в обоих случаях изображение все равно состоит из очень маленьких элементов, разница заключается как в самих элементах, так и в их расположении. Черно-белое фотографическое изображение строится из точек, состоящих из разного количества молекулярного серебра в слое эмульсии, расположенных в случайном порядке. Эти точки могут иметь различную оптическую плотность, т. е. каждая точка имеет свой оттенок серого. В цифровых методах печати применение отдельных красок для передачи каждого оттенка серого невозможно. Представьте, сколько труда заняли бы настройка приводки и печать двухсот с лишним красок, и какой вид имела бы бумага уже после первых десяти! На практике для такой печати используется всего одна краска — черная. Полутона при этом передаются за счет растра. Если посмотреть на отпечатанное в типографии или на лазерном принтере изображение, то нетрудно заметить, что оно состоит из множества мелких точек, которые называются растровыми точками. Наиболее часто точки располагаются регулярно, на одинаковом расстоянии друг от друга, формируя линейный растр, или растровую сетку. В последнее время все большую популярность приобретает особый способ растрирования (частотно-модулированный), использующий нерегулярное расположение растровых точек. Формируемый ими растр называется нерегулярным, или стохастическим. На рис. 23.13 приведено растрированное изображение.

В отличие от фотографии, растровая точка не может иметь какой-либо оттенок — она может быть только черной. Для передачи оттенков в процессе растрирования формируются растровые точки разных размеров. Между более "жирными" точками, напечатанными в соседних ячейках растровой сетки, остается мало белого пространства. Это создает иллюзию темного оттенка цвета такой области. Наоборот, небольшие точки, напечатанные с тем же интервалом, оставляют большую часть бумаги в пространстве между ними белой. Это создает ощущение светлого оттенка (рис. 23.12).

Таким образом, воспроизведение полутонов серого типографским способом, дающим возможность печатать фотографии, целиком и полностью построено на оптическом обмане. Глаз воспринимает градации серого на изображении, при печати которого использовалась только черная краска, но не сплошной заливкой, а в виде отдельных точек.

а

б

Рис. 23.11. Растрированное изображение

Рис. 23.12. Имитация темных и светлых оттенков серого с помощью растра

Содержание раздела